ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С КИТАЙСКИМ ТУРИСТИЧЕСКИМ БУМОМ
Возобновление этого бума ждали с того самого злополучного 2020 года и … не дождались!
«А мы готовы?» – этот вопрос многие в туристической индустрии задавали после неожиданного объявления Китая о возобновлении выезда граждан страны за рубеж с целью туризма в конце 2022 года.
Мало-помалу этот вопрос поблек. Туристический бум … стал внутренним делом Китая! – констатирует CNBC Travel.
Многие предполагали, что китайские туристы выстроятся в очередь, чтобы отправиться за пределы страны после трех лет жесткой политики «нулевого ковида».
Однако большинство китайцев осталось дома — либо потому, что так хотели, либо в силу того, что уехать из страны было слишком сложно и дорого.
По словам Вольфганга Георга Арльта, основателя и исполнительного директора Китайского научно-исследовательского института выездного туризма, отсутствие доступных рейсов и длительное время ожидания туристической визы для выезда за границу замедлили восстановление китайского выездного туризма.
Согласно отчету Skift Research «Состояние путешествий 2023», опубликованному в середине июля 2023, емкость международных рейсов из Китая по-прежнему составляет менее половины от допандемийного уровня.
«Но другая причина заключается в том, что внутренний туризм выиграл в престиже, а также в качестве, – говорит Георг Арльт. – К фестивалю лодок-драконов уровень внутреннего туризма уже вернулся к уровню 2019 года. Выездные же поездки достигли лишь примерно одной трети уровня 2019 года с точки зрения количества поездок».
Предполагалось, что главным бенефициаром открытия границ Китая станет Азиатско-Тихоокеанский регион. Однако по данным Reuters количество гостей из Китая в Таиланде, Сингапуре, Индонезии и на Филиппинах в мае 2023 года оказалось, как минимум на 60% меньше, чем в том же периоде в 2019 году.
Июньский опрос, проведенный исследовательской компанией Morning Consult, показал, что больше всего растет интерес китайцев к посещению Ближнего Востока и Северной Африки (и конкретно Египта). Европа таким образом оказывается не на первом плане.
В последнее время Китай начал активное геополитическое наступление на Ближнем Востоке и в Северной Африке, углубляя дипломатические и деловые связи. Это создает деловую потребность в увеличении количества рейсов, но также ведет к увеличению освещения в китайских СМИ и общего интереса к региону, что имеет последствия для более широкого интереса публики к путешествиям именно в этих направлениях.
Расходы китайских туристов на путешествия в 2023 году также разочаровывают, поскольку китайцы затягивают пояса из-за экономического спада.
Рекордно высокий уровень безработицы среди китайской молодежи только усугубляет ситуацию, так как миллениалы и представители поколения Z лидируют в бронировании международных поездок.
*)В этой связи стоит заметить, что до 70% поездок китайских туристов в Россию приходилось на пенсионеров, получавших субсидию от государства на туристические поездки. В 2023 году таких субсидий выделено не было. Ожидается, что они будут в 2024 году, тогда они простимулирует путешествия китайцев в такую дружественную страну, как Россия.
Несмотря на то, что 2023 год не оправдал ожиданий, число китайских туристов, которые говорят, что хотят поехать за границу, почти удвоилось по сравнению с прошлым годом — с 28% до 52%, говорят данным Morning Consult.
Это совпадает с отчетом Skift, показывающим, что 50% китайских путешественников планируют совершить поездку за границу в следующие 12 месяцев.
По данным Morning Consult, страхи перед зарубежными поездками, такие, как опасения по поводу заражения Covid, смягчаются (см. диаграмму).
Диаграмма: Главные опасения (причины) из-за чего туристы из Китая не едут за границу
Таким образом, мы видим, что центр тяжести опасений китайцев в отношении поездок за рубеж сместился на преступность и терроризм.
«Несмотря на любовь к шоппингу, мы ожидаем, что путешественники из материкового Китая будут больше тратить на впечатления, а не на вещи» – вместе с тем, говорится в отчете «Тенденции туристической индустрии 2023», подготовленном Институтом экономики Mastercard.
По словам Дэвида Манна, главного экономиста Mastercard по Азиатско-Тихоокеанскому региону, вместо «бума» международных поездок из Китае мы медленно, но неуклонно возвращаемся к норме.
«Восстановление международного туризма в Китае растянется на 2023–2024 годы», – считает он.
Hotelier.pro, конечно, постоянно следит за положением дел с китайским туризмом.
Портал отмечал, например, что на Глобальном саммите Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) в Саудовской Аравии в конце ноября 2022 лидеры мирового туризма тяжко сетовали на то, что без китайских туристов восстановление индустрии путешествий в мире оказывается неполноценным. Мировой туристической экономике сильно не хватает туристов из Китая – этого «кита» в водах глобального туризма и связанных с ним отраслей (гостеприимство, транспорт, магазины, рестораны и др.).