Ответственность по «Электронной путевке» для турбизнеса отложат на полгода
Если проект Минэкономразвития будет принят, рынок избежит выхода большинства игроков из легального поля с 1 сентября 2023-го.
Минэкономразвития планирует перенести ответственность за невнесение или некорректную передачу данных в систему «Электронная путевка» на полгода: до 1 марта 2024. Это касается всех туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, а также турагентов, продающих их туры.
Как указано в пояснительной записке проекту поправок, они разработаны: «в целях снижения административной нагрузки на туроператоров, осуществляющих в условиях сохраняющегося внешнего санкционного давления деятельность в сфере выездного туризма».
В туротрасли такую инициативу регулятора назвали единственно верной, поскольку даже за две недели до 1 сентября у подавляющего большинства туроператоров не было четкого понимания, как работать с системой. Более того, для многих остается неясным, как «Электронная путевка» повлияет на операционную деятельность компаний. А турагенты по большей части до сих пор остаются в неведении относительно механизмов передачи сведений туроператорам.
На рынке уверены, что регулятор осознавал и то, что турбизнес не готов к внедрению системы с 1 сентября, и то, что сама «Электронная путевка» не до конца готова к массовому запуску. Несмотря на то, что де-юре компании уже должен передавать в нее информацию.
Например, как рассказал в онлайн-эфире медиахолдинга Profi.Travel руководитель комитета по правовым вопросам РСТ, гендиректор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, изначально постановление, регулирующее порядок передачи данных в информационную систему, предполагало передачу сведений не позднее 15 числа следующего после заключения договора месяца. Однако недавние поправки к закону о туризме требуют передавать сведения не позднее чем за 24 часа до начала поездки. «Тут есть явное противоречие, которое требует разъяснений. Однако в последнем случае большие сложности могут возникнуть при продаже „горящих“ туров, когда вылетать нужно буквально меньше чем через 24 часа, а таких случаев много», — сказал юрист.
Остаются к «Электронной путевке» и другие вопросы. «Если это не турпродукт, а какая-то отдельная услуга, на которую заключается свой договор, то в систему она не попадает. А теперь посмотрите: в связи с существующими сложностями с проведением платежей за рубеж, практически все туроператоры по выезду просто вынуждены были завести несколько юрлиц. Просто потому что через одно лучше проходит оплата билетов, через другое — оперативно поступают деньги в конкретный отель и так далее. Это квазидробление услуг, но по-другому в условиях санкций работать уже нельзя. То есть, возможно, система просто не сможет справиться с нашими бизнес-реалиями», — комментировал Profi.Travel гендиректор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
Очевидно, ответственность за невнесение данных в «Электронную путевку» нужно вводить не раньше, чем туротрасль получит полные разъяснения по этим и другим связанным с системой вопросам.
Фото: John Schnobrich, unsplash