Туроператор доказал, что не должен платить за турагента-мошенника

0 55

По мнению юристов, такая судебная практика поможет защитить легальный турбизнес.

Туроператор доказал, что не должен платить за турагента-мошенника

Туроператоров не раз обязывали в судебном порядке выплатить туристам стоимость несостоявшегося тура, когда деньги от турагента они даже не получали. В юридическом агентстве «Персона грата» с Profi.Travel поделились случаем из судебной практики, который поможет в дальнейшем защитить бизнес от недобросовестных турфирм.

Турагент скрылся с деньгами

Туристы обратились к турагенту за подбором тура в ОАЭ на прошлый Новый год. Агент заключил с ними договор, в котором указал туроператора, сформировавшего турпакет. Однако на деле у него забронировали только наземные услуги — отель и трансфер — а билеты в Эмираты компания включила в договор самостоятельно.

Получив от туристов всю сумму за тур, руководитель агентства оплату услуг туроператору не произвел, присвоил денежные средства и уехал из России. Туроператор аннулировал заявку, поскольку она так и не была оплачена турагентом. Клиентам руководитель агентства сообщил, что не может исполнить обязательств по договору и их поездка в ОАЭ на Новый год не состоится, поскольку он намерен инициировать процедуру банкротства.

Туристы пытались возбудить уголовное дело в отношении директора розничной турфирмы, но получили отказ. После этого они подали иск в суд с требованием взыскать с туроператора и турагента денежные средства солидарно. Однако к тому времени руководитель агентства уже был недоступен и в процессе не участвовал.

Юристы помогли разобраться, кто виноват

В обоснование гражданского иска туристов легла устоявшаяся формулировка об ответственности туроператора за любые действия его турагентов, вне зависимости от того, были ли оплачены забронированные услуги.

Юристы «Персона грата» смогли доказать, что в этом случае нормы ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» не применимы. Во-первых, потому что турагент забронировал у туроператора только наземное обслуживание, а не комплексный турпродукт. А во-вторых, потому что денежные средства в оплату этих услуг от агента так и не поступили.

В итоге Басманный районный суд г. Москвы отказал во взыскании с туроператора стоимости турпродукта, убытков, неустойки, морального вреда, штрафа, расходов по оплате госпошлины и судебных расходов на общую сумму свыше 6 млн рублей. Ответчиком по делу был признан только турагент.

Клиенты недобросовестного агента с этим не согласились и направили в вышестоящую судебную инстанцию апелляционные жалобы. Однако 28 сентября Коллегия по гражданским делам Мосгорсуда оставила в силе решение первой инстанции, подтвердив вывод о том, что туроператор не должен нести ответственность за мошеннические действия розничной компании.

«Суду всегда проще отталкиваться от тезиса: „Туроператор отвечает за все“, — чем разбираться в сложностях туристического законодательства, терминологии турпродукта и агентских отношениях — есть они фактически или нет. В конкретном деле нам удалось в двух инстанциях разъяснить суду особенности и специфику реализации турпродукта и отдельных услуг, которые формально регулируется разными нормами», — подытожил гендиректор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.

Фото: Wesley Tingey, unsplash

 

 

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x