ВЪЕЗД ДОЛЖЕН БЫТЬ

0 709

И не таким хилым как в последние годы.

Участники стратегической сессии по въездному туризму, организованной Российским Союзом Туриндустрии (РСТ), 2 февраля, искали пути решения проблем въездного туризма в Россию (с которым пока не все благополучно).

В самом деле, возобновление китайского бума, например, ждали с того самого злополучного 2020 года и … собственно говоря, пока так толком и не дождались! (см. публикацию ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С КИТАЙСКИМ ТУРИСТИЧЕСКИМ БУМОМ).

По итогу 2023 года Федеральная служба безопасности России сообщила, что с туристическими целями иностранцы посетили Россию только 670,7 тысяч раз. Это в 3,5 раза больше, чем годом ранее. Из них 199,8 тысяч поездок пришлось на туристов из КНР.

При этом …. если четыре года назад половина путешественников приезжала в Санкт-Петербург из-за рубежа, то в 2023 году доля иностранных гостей составила лишь 6% турпотока. Всего Санкт-Петербург в 2023 году посетили 574 тысячи иностранцев, и больше половины приехали из ближнего зарубежья – 310 тысяч – приводил данные Сергей Корнеев, председатель Комитета по развитию туризма города. (Подробнее о ситуации с туризмом в Санкт-Петербурге см. в публикации на Hotelier.pro).

Т.е., если сопоставлять данные ФСБ и Комитета по развитию туризма Санкт-Петербург, в город на Неве не доехало только 100 тысяч иностранных туристов, посчитанных во въездном турпотоке в Россию.

Но дело не в этом … «Рассматривать один вид туризма в отрыве от другого, а тем более, развивать туриндустрию в стране без учета иностранных турпотоков — большая ошибка, – считает Илья Уманский, президент РСТ (на фото вверху первый слева). (О четырех президентах РСТ Hotelier.pro рассказывал в предновогодней публикации).

Что получается в текущей реальности?

«Давайте честно: наш внутренний потребитель имеет достаточно небольшую платежеспособность», – положил руку на сердце президент РСТ на панельной дискуссии на выставке «Отдых» осенью 2023.

«Мы попадаем в замкнутый круг: нам приходится развиваться в сторону недорогого потребления и, как следствие, наш продукт не выдерживает конкуренции на международном рынке, – продолжил он. – А это значит, что въездных потоков мы и не получим. При этом если бы мы начали конкурировать со своим продуктом за международного туриста, мы бы автоматически выигрывали бы конкуренцию и за внутренних туристов». (См. публикацию «ВНУТРИ И ВОВНУТРЬ. …»).

«В 2024 году позитивная динамика, вероятно, сохранится, но дальше оптимизм иссякает, – сказал Сергей Данильченко, руководитель компании Hotel Advisors, на бизнес-завтраке отельеров. – Можно ожидать, что 2024 год станет пиком, после которого будет стагнация или изменение ситуации на нисходящий тренд».

«Издержки отелей тоже растут. Накопленная инфляция с 2022 года составила 19,3%, отметил он, – что составляет половину роста доходов отелей за последние два года». (См. репортаж «ВЫХОДИМ НА ПИК И … НА РАСПУТЬЕ»).

В самом деле, вряд ли вызывает удивление, что 2024 год сулит отельерам России не только возможности, но и серьезные вызовы. Если 2023 год для многих отельеров сложился, с некоторыми оговорками, изумительно успешно, то в отношении 2024 года оптимизм вправе соседствовать с определенными сомнениями в отношении возможных перспектив. (Hotelier.pro недавно назвал, по крайней мере, 11 «укусов» для российских отельеров в 2024 году – см.: ЧТО КУСАЕТСЯ В 2024 ГОДУ).

Между тем, путешественник из-за рубежа начал тратить в России больше. По данным Центробанка, за первые три квартала 2023 года экспорт туристических услуг принес России $5,12 млрд. Тогда как за аналогичный период 2019 года страна получила от въездного туризма – при значительно большем количестве туристов – $8,61 млрд. Расчет показывает, что если раньше один интурист в среднем тратил в России $435 за поездку, то в 2023 году вдвое больше – $858.

«Ключевых причин тут несколько, – сообщил на сессии Алексей Венгин, соруководитель Комитета по въездному туризму РСТ. – Во-первых, резко снизилось количество так называемых маятниковых поездок (когда пересекаются границы с целью покупок продуктов и товаров), особенно на западных границах. Во-вторых, цены в России растут на все, в том числе и на туристические услуги. И, в-третьих, изменилась конъюнктура рынка. Например, заметно вырос чек у китайских туристов, поскольку большое количество путешественников из КНР в 2023 году посетило Россию не в рамках безвизовых групп, как прежде, а оформив визы и выбрав отели более высокого уровня».

«Основные рынки, которые дали въездные турпотоки России в 2023 году — это Китай, Вьетнам, Индия, Индонезия, страны Ближнего Востока, такие как ОАЭ, Иран, Катар и Кувейт, – уточнил Александр Мусихин, генеральный директор туроператора «Интурист». – По этим же рынкам мы ожидаем активности и в этом году».

На что ориентироваться отельерам при желании работать на привлечение гостей из стран Юго-Восточной Азии? Для многих этот контингент гостей остается загадкой. (См. публикацию «ВОСТОК – ДЕЛО ЭКСПЕРТНОЕ»).

«Интерес к России как к туристическому направлению в Таиланде есть, но … имеются сдерживающие моменты», – рассказал недавно владелец туроператора «Визит-Мурманск» и отеля Aurora Village Олег Теребенин, посетивший выставку TITF в Таиланде. (см. материал).

Что может стимулировать спрос на Россию?

Участники рынка (100%) считают необходимым продвижение России за рубежом, 70% называют необходимость грантовой и другой поддержки туроператорам и объектам размещения, 60% говорят о налаживании процесса взаиморасчетов с зарубежными партнерами и запуск обещанной «карты туриста».

По словам почетного президента РСТ Сергея Шпилько, без вложений государства ни в одной стране невозможно значительно развить въездной туризм. Особенно в таких непростых условиях, как сложились сейчас.

«Согласно отчету UN Tourism, мировой туристический рынок въезда восстановился за последний год на 92%, а наш фактически находится в нокауте из-за последствий пандемии, политической ситуации, санкций, антирекламы России в мире и т.д. Без конкретной финансовой поддержки государства никаким коммерческим организациям этот рынок не раскачать», – считает он.

Отсутствие возможности иностранных туристов расплачиваться картами в России продолжает оставаться одной из самых ключевых проблем в развитии въездного туризма. Да, существуют обменные пункты. Но есть две проблемы: если на долларах стоят печати (в некоторых государствах их ставят, чтобы подтвердить подлинность купюры), то их принимают с огромным дисконтом. Вторая загвоздка — поменять сумму до $400 можно без проблем, а вот для большей необходимо подписать договор. Договор на русском языке, и его заполнение — это минут 15-20.

«Банки начинают формировать финансовый продукт для иностранцев и уже делают первые тестовые, можно сказать, пилотные запуски «Карты туриста», — со своей стороны заявил Никита Кондратьев, директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития.

Тем временем … «В коллаборации с регионами планируем обеспечить участие России в крупнейших международных туристических выставках и освещение туристических ресурсов России в основных зарубежных СМИ. Планируем организацию пресс-туров, фам-трипов, съемок передач и запуска таргетированной рекламы. К каждому рынку мы планируем подходить индивидуально, принимая во внимание культурные особенности стран и их географическое расположение», – обрисовал перспективы Никита Кондратьев.

«Надеемся, в 2024 году будем участвовать в зарубежных выставках уже на общем российском стенде. Переговоры об этом идут», – со своей стороны заметил на бизнес-завтраке отельеров в Санкт-Петербурге Сергей Корнеев (см. статью).

«Бизнес-миссии и выставки — дело хорошее, но только тогда, когда их выбор делает бизнес, а не государство, – заметил Сергей Шпилько. – Если вы видите, что бизнес не готов участвовать в роуд-шоу или в выставках в той или иной стране, это сигнал: значит туда вообще не надо идти, это будет бессмысленная трата средств».

Алексей Венгин дополнительно предложил больше внимания уделить повышению компетенций кадров, занятых в сфере въездного туризма. С его точки зрения, необходимо создать обучающие онлайн-курсы, которые позволят изучить различия и нюансы целевых рынков и портрет туриста, правила деловой коммуникации.

Не мешает России смотреть и на то, что делают другие страны в вопросе привлечения зарубежных турпотоков. Например, Саудовская Аравия.

Саудовская Аравия предпринимает активные шаги по укреплению своей индустрии туризма в рамках плана Vision 2030. Цель – привлечение 100 миллионов туристов к 2030 году.

В России осуществляется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Цель – к 2030 количество туристов в стране долно возрасти до 140 млн.

Цели двух стран похожи. (см. «ЧТО ДЕЛАЕТ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ»).

Стратегии во многом тоже совпадают. Интересно, что о синергии спорта и туризма (которую особо акцентирую в Саудовской Аравии) заговорили на самом высоком уровне и в России (см. репортаж о Дне спорта и туризма на выставке «Россия» на ВДНХ – «Связанные общим смыслом – спорт и туризм» – ….).

Hotelier.pro уделяет теме въездного туризма особое внимание. И поддерживает конференции на эту тему- например такую, как «Горизонты Большого Востока» в Санкт-Петербурге 21 февраля – см. подробнее.

Все ключевые предложения спикеров, участвовавших в обсуждении проблем рынка въездного туризма 2 февраля в РСТ, внесут в итоговую резолюцию и направят Минэкономразвития и другим профильным ведомствам.

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Об авторе

Павел Баскаков

ВЪЕЗД ДОЛЖЕН БЫТЬ

  • трэвел-журналист,
  • эксперт по туриндустрии,
  • руководитель и автор Интернет-издания World Travel Biz,
  • организатор и вдохновитель трэвел-группы #TravelCourier и группы #StPetersburgHotelBrief (на FB)
  • Источник

    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    0
    Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x