40 лучших достопримечательностей Астрахани
Самый южный город на Волге — это Астрахань. Попав сюда в любое время года, долгое время не хочется покидать его. Одних туристов привлекает его многовековая история и смешение культур. Другим гостям города доставляет большое удовольствие прогуливаться по старинным кварталам, насыщенным восточным колоритом. И те и другие стремятся побывать на городских рынках, чтобы запастись рыбной продукцией для своих домашних и друзей.
Также гости спешат ознакомиться с многовековой историей древнего города, насыщенной историческими зданиями, культовыми сооружениями разных конфессий, музеями и пр. Чтобы полноценно осмотреть все достопримечательности Астрахани, понадобится несколько дней.
Неплохо заранее составить список интересных мест, которые захочется посетить в первую очередь. Ниже описаны 40 туристических объектов города, из которых можно составить оптимальную программу ознакомления с городскими достопримечательностями.
Содержимое:
- 1 Кремль
- 2 Успенский кафедральный собор
- 3 Троицкий собор
- 4 Братский садик
- 5 Краеведческий музей
- 6 Музейно-выставочный комплекс «Цейхгауз»
- 7 Музей боевой славы
- 8 Музей культуры Астрахани
- 9 Музей истории города
- 10 Улица Кирова
- 11 Адмиралтейский мост
- 12 Картинная галерея имени П.М. Догадина
- 13 Театр оперы и балета
- 14 Набережная
- 15 Дама с собачкой
- 16 Лебединое озеро
- 17 Рынок «Селенские Исады»
- 18 Собор Святого Владимира
- 19 Площадь Ленина
- 20 Татарская слобода
- 21 Дом купца Г. В. Тетюшинова
- 22 Иоанно-Предтеченский монастырь
- 23 Дворец бракосочетания
- 24 Мост влюблённых
- 25 Дом-музей Владимира Хлебникова
- 26 Покровский кафедральный собор
- 27 Улица Никольская
- 28 Красная мечеть
- 29 Чёрная мечеть
- 30 Белая мечеть
- 31 Канал Варвация
- 32 Триумфальная арка и Аллея Славы
- 33 Астраханский драматический театр
- 34 Дом-музей Б.М. Кустодиева
- 35 Памятник Петру I
- 36 Благовещенский женский монастырь
- 37 Культурно-исторический центр «Сарай Бату»
- 38 Белый город
- 39 Ресторан Поплавок
- 40 Морской сад
- 41 Достопримечательности Астрахани на карте
Кремль
Во время царствования Ивана Грозного в 1556 году Астрахань была взята стрельцами, а Астраханское ханство стало частью Московского государства. По царскому указу был заложен новый город на острове между Волгой и её рукавом Кутумом. Спустя два года был построен Астраханский кремль, который стал главной русской крепостью на юго-востоке страны.
В настоящее время Астраханский кремль является памятником архитектуры федерального значения. Старинная цитадель стоит на холме Заячий Бугор. Крепость окружена толстыми стенами высотой от 3 до 8 метров. Кроме Троицкого собора и Успенского кафедрального собора (о них подробней ниже) стоит осмотреть следующие достопримечательности на территории кремля.
Никольские ворота. Название сооружение получило от надвратной церкви святого Николая Чудотворца на северной проездной башне. Через Никольские ворота в город въезжал Пётр I. С той поры фасад храма украсили дополнительными элементами архитектурного декора, а крышу покрыли черепицей.
Пречистенская колокольня. Практически из любой части города можно увидеть 80-метровую колокольню. Она была возведена в начале XX века на месте двух колоколен, которые были разобраны из-за слабого фундамента. Пречистенская колокольня украшена курантами (башенными часами). Часы звонят каждые пятнадцать минут и каждый час. Дважды в 12:00 и 18:00 куранты исполняют финал оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» — «Славься».
Архиерейская башня. Слева от Пречистенской соборной колокольни находится 4-х этажная Архиерейская башня. Первоначально в 1602 году была построена башня, которую назвали Архиерейской в знак того, что в том же году была провозглашена Астраханская епархия. Сегодняшнее сооружение – это постройка 1843 года, которую возвели на месте старой башни.
Житная башня. Одна из старинных построек, которая сохранила свой первоначальный вид. Житная башня находится на южной стороне Астраханского кремля. Башня соседствует с постройками Житного двора и озером.
Кроме этого, будет интересно осмотреть Крымскую башню – самое мощное оборонительное сооружение со стенами толщиной 5 метров, башню «Красные ворота» и Артиллерийскую башню с флюгером на вершине конусной граненой крыше – она же Пыточная.
Успенский кафедральный собор
Фото: Svetlana Popoudina, https://ru.123rf.com/profile_popoudinasvetlana
Удивительный по своей красоте православный кафедральный собор находится в Астраханском кремле. В 1710 году состоялось освящение в память Успения Пресвятой Богородицы нового кафедрального собора в Астрахани. Это один из великолепных образцов российского церковного зодчества XVII столетия Его архитектурный стиль к московскому барокко.
Современный собор был построен у восточной стены кремля на средства местного купечества на месте снесённой из-за ветхости деревянной церкви 1568 года. Изначально сооружение задумывалось, как однокупольный храм, но из-за обрушений свода решено было возвести пять куполов, что сейчас видят горожане и гости.
Фасады собора правильной кубической формы покрыты искусно вырезанным белокаменным декором. Окна обрамлены колоннами коринфского ордера. Нижняя двухъярусная галерея украшена столпами, карнизами, а балюстрада состоит из балясинок, сухариков, дынек, городка, каменных икон Спасителя, Божией Матери и святых угодников.
С западной стороны лестница из верхнего храма ведёт к лобному месту, которое служит выходом для служения молебнов и других обрядов. Успенский кафедральный собор увенчан пятью, покрытых позолотой и выкрашенных в зелёный цвет, главами с восьмиконечными крестами.
Всех, кто впервые посещает Успенский собор, поражает своею красотой восьмиярусный иконостас. Иконы стали писать с 1704 года. Этим занимались: иконописец Казанского митрополита Тихона Никифор Попов с помощниками, а также нижегородский посадский человек Роман Бобылев и священник села Погоста Иван Петров. В 1859 — 1861 годах все иконы в иконостасе были обновлены иконописцами из Троице-Сергиевой лавры.
Троицкий собор
Фото: Oleg Belov, https://ru.123rf.com/profile_ovbelov
Троицкий собор был построен вначале XVIII века на месте первого деревянного монастыря и с того времени ни разу не подвергался перестройке, что даёт основание называть его самым древним строением Кремля. Религиозный комплекс состоит из трёх церквей, возведённых на единой подклети (цокольном этаже и фундаменте). Это: Троицкий, Сретенский и Введенский храм.
Астраханский собор монастыря Троицы Живоначальной является частью архитектурного ансамбля кремля в северной его части у Никольских ворот. Первый монастырь на этом месте был деревянным, собор для него строили в 1576 году. Перестроили храм из камня в 1603 году на средства обители. Именно это сооружение мы наблюдаем в наши дни.
В западной стороне современный комплекс собора представлен трапезными, которые называются Большой и Малой палатой. Северную часть ансамбля занимают две церкви, по их трёх сторонам проходят одноярусные галереи на подклети. В XVIII столетии Троицкая обитель относилась к Троице-Сергиевой Лавре.
В 1765 году ее передали Приказу Общественного призрения. В этот период все монастырские сооружения разобрали с целью постройки гимназии. Сохранился лишь собор во имя Троицы, но все его убранства были утеряны. Полноценно ознакомиться с уникальным Троицким собором лучше всего в рамках экскурсии по Астраханскому кремлю.
Братский садик
Ведёт свою историю с конца XVIII века, когда на пересечении улиц Московской и Соборной была выстроена новая площадь, в центре которой была устроена большая клумба. Вошло в обычай по вечерам под звуки военного оркестра прогуливаться вокруг неё зажиточным горожанам.
С 1884 года площадь стала называться Александровской, а в её центре был установлен памятник Александру II, убитому народовольцами. Фигура императора была выполнена в полный рост в военной форме со свитком в руке – Манифестом об отмене крепостного права.
В 1918 году после кровопролитных боёв с казаками большевики установили Советскую власть в Астрахани. В сквере были похоронены 180 погибших рабочих. Осенью памятник царю был снят с постамента, а на его место была установлена скульптура рабочего с винтовкой в руках. С тех пор сквер стал называться Братским садом, а сам памятник в 1970 году был обновлён.
В 1943 году в саду были захоронены воины, погибшие при обороне Астрахани от фашистов. В 1965 году на месте захоронения был установлен обелиск и зажжён Вечный огонь. В 2015 году в саду напротив Музея боевой славы был открыт памятник астраханским казакам. Памятник, созданный на пожертвования горожан, представляет бронзовую фигуру казака в форме времён Первой мировой войны. Скульптура является полной копией памятника в Новочеркасске.
Краеведческий музей
Фото: Юрий Владимиров, vk.com/astmuseum
Астраханский государственный архитектурный музей-заповедник является одним из старейших из российских региональных музеев. Собрание музея — это уникальные археологические, этнографические, нумизматические коллекции и многое другое. При музее работают реставрационные, художественные, таксидерматические и столярные мастерские.
История музея берёт своё начало в 1837 году, когда решением астраханского губернатора Тимирязева был основан «Губернский музеум». В 1874 году музей был преобразован в Петровское общество исследователей Астраханского края.
Комплекс располагается в большом красивом здании из красного кирпича, которое было специально построено для этого музея. Его экспозиции занимают 1-й и 3-й этажи, а 2-й этаж отдан под гастрольные выставки.
На первом этаже посетители посещают пять залов – это:
- Зал «Рыбы Волго-Каспийского бассейна», где можно увидеть в сухом аквариуме гигантскую белугу, огромного осетра и прочих представителей ихтиофауны Волго-Каспийского бассейна Зал «Живое прошлое земли» представляет чучела древних животных, обитавших на астраханской земле 300 тысяч лет – это шерстистые носороги, мамонты, гигантские олени и бизоны Зал «Астраханский край в XIX-начале XX вв.» представляет воссозданные интерьеры жилых помещений и кабинетов того времени Зал «Астраханские губернаторы» представляет реалистические фигуры астраханских губернаторов в их естественной рабочей обстановке Зал «Астраханский край в XX веке» — здесь выставлены в хронологическом порядке исторические фото, документы и картины того периода
На третьем этаже посетители знакомятся с экспозициями в 7 помещениях – это залы:
- «Физико-географическое положение Астраханской области» «Природа дельты Волги» «Природа пустынь и полупустынь» «Заселение Астраханского края» «Астраханский край в древности «Астраханский край в XVI—XVIII вв.» «Оружейная комната»
На втором этаже обычно экспонируется сразу несколько тематических коллекций из других музеев.
Музейно-выставочный комплекс «Цейхгауз»
Фото: astmuseum.ru
Цейхгауз – так называется выставочный комплекс, расположенный в здании бывшего оружейного склада Астраханского кремля. Постройка была возведена в течение 7 лет с 1872 по 1879 годы. Здание представляет собой прямоугольное одноэтажное сооружение 86 х 20 м. площадью 1 700 м2.
После революции к арсеналу добавились места для обучения оружейному делу и спортивные площадки. В 50-х XX века цейхгауз пришёл в полную негодность из-за запустения. Планировался полный снос арсенала с целью создания на его месте прогулочной зелёной зоны. Однако снос отменили, и здание продолжало разрушаться.
К началу XXI столетия от здания остались только стены. В 2007 году цейхгауз вошёл в перечень исторических кремлёвских объектов, подлежащих восстановлению. В результате цейхгауз был отстроен заново, которому возвратили его первоначальный исторический облик.
Арсеналу был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Осенью 2013 года в здании бывшего арсенала здесь был открыт выставочный комплекс под названием Цейхгауз.
Музейно-выставочный комплекс занимает два помещения площадью 1 400 кв. метров. Здесь постоянно обновляется экспозиция за счёт временных выставок, проводятся различные культурные и образовательные мероприятия.
Музей боевой славы
Фото: astmuseum.ru
Разместил свои экспозиции в здании бывшего Правления Астраханского казачьего войска. Оно было построено в 1907 году на месте 2-х этажного купеческого деревянного особняка на Губернаторской площади. В первые годы советской власти в доме находился комиссариат внутренних дел, позже с 1922 по 1927 гг. работала редакция губернской газеты «Коммунист», а в 30-е годы это уже был Дом инженерно-технических работников.
Потом здесь было артиллерийское училище, штаб Сталинградского военного округа и с 1942 года Политуправление 28-й армии Волжского Понизовья. Уже в 1975 году 1-й этаж занял Музей боевой славы. А к 40-летию Победы в 1985 году музей занял все три этажа.
В основном экспозиции посвящены подвигам горожан и жителей Астраханской области в тылу и на фронте. Тематика выставки охватывает огромный пласт времени (XVI – XXI вв.) из глубины веков до современности в течение которого формировались вооруженные силы страны.
В музейных экспозициях представлены подлинные документы, личные вещи участников событий дополняют картины, скульптуры, образцами стрелкового оружия и военной техники периода ВОВ и современного периода. Следует обратить внимание на 8-й зал, где располагается выставка «Отчизны верные сыны», где экспонаты свидетельствуют участие горожан в разных горячих точках и конфликтах, происходивших за последние столетия.
Экспозиция 9-го зала посвящена теме «Афганская война и участие в ней горожан». Ежегодно Музей боевой славы посещают около 60 000 человек, проводятся более 600 экскурсий и около 220 различных культурных мероприятий.
Музей культуры Астрахани
Фото: astmuseum.ru
Является филиалом Историко-архитектурного музея-заповедника. Экспозиция музея культуры размещена в одном и том же здании. Экспонаты – это в основном артефакты, исторические документы и материалы, посвященные театральному искусству, музыке и книгоизданию.
Тематические разделы «рассказывают» о творчестве и судьбах таких деятелей искусства и культуры, связанных с Астраханью, как Чернышевский, Шаляпин, Тредиаковский и другие знаменитости. Большой интерес вызывают у посетителей воссозданные интерьеры кабинета писателя и музыкальной гостиной, а также подлинные театральные эскизы и макеты декораций сценических постановок.
Стилизованная экспозиция «Ателье фотографа» под фотостудию рубежа XIX — XX веков, занимающая две небольшие комнаты на втором этаже, посвящена старой Астрахани, фотооборудованию и костюмам для съемок того времени. Музей культуры в Астрахани часто арендуют для проведения интересных гастрольных выставок других музеев и разных частных коллекций.
Музей истории города
Фото: astmuseum.ru
В центре города находится небольшой двухэтажный дом с нижним кирпичным и деревянным верхним этажом. Это дом семьи Ульяновых, где жил дед Ленина — Николай Васильевич Ульянов и провёл своё детство и отрочество отец Владимира Ильича — Илья Николаевич Ульянов.
Дом является историческим памятником XIX века, в котором находится городской Музей истории. Его история началась с открытия в 1970 году Дома-музея Ульяновых с обширной мемориальной коллекцией. В 2001 году на его базе был создан нынешний Музей истории Астрахани.
Экспозиция представлена внушительным собранием артефактов и документов, относящихся не только к семье Ульяновых, но и другим знаменитым жителям и гостям Астрахани, участвовавших в истории города с конца XVIII до начала XX века.
Экспозиция «Город и горожане» даёт представление о существовавшем в XIX веке социальном различии слоёв населения Астрахани. В залах перед гостями предстают интерьеры того времени.
В остальном экспозиция посвящена материалам о жизни мещан и губернских крестьян, а также «повествует» о региональных ремеслах. Здесь можно увидеть личные вещи членов семьи Ульяновых, сохранившиеся мебель и предметы и быта.
Экспозиция на втором этаже дома целиком посвящена жизни и деятельности городского купечества. В музее проводятся семейные и детские мероприятия, познавательные мастер-классы и творческие встречи с деятелями культуры.
Улица Кирова
Фото: Elena.volynkina. CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28367260
В историческом центре города улица Кирова является одной из основных достопримечательностей. Улица на всём своём протяжении (2 200 метров) пересекается с такими центральными магистралями, как улицы Свердлова, Советская, Чернышевского и Набережная канала Первого Мая.
Чтобы увидеть старую часть города и узнать её историю поближе, туристам лучше всего посетить улицу Кирова в составе экскурсионной группы, возглавляемой профессиональным знатоком города. Здесь гости увидят лучшие образцы исторической архитектуры Астрахани. Это губернаторский дом, здание Правления астраханского казачьего войска.
Также интересно будет осмотреть дом надворного советника Сергеева, городскую усадьбу конца XIX века, здание почтово-телеграфной станции начала 20 века, дом Мизинова начала XX века, кофейню Шарлау 1890-х годов, Николаевский приюта и многое другое. Между Эспланадной и Советской улицами простирается пешеходная зона, что интересно туристам. Здесь можно не спеша прогуляться и насладиться атмосферой старого города.
Адмиралтейский мост
Фото: toshachekalin, wikimapia.org/6027968/ru/Адмиралтейский-мост
В старинных городах таких, как Гатчина, Санкт-Петербург, Казань и Астрахань есть мосты, которые носят название «Адмиралтейский». Астраханский Адмиралтейский мост соединяет берега Варвациевского (в недавнем прошлом канал Первого мая). Канал назван в честь великого благотворителя Астрахани и Юга Ивана Варваци греческого происхождения, капитана торгового и военного флота, активного участника греческой национально-освободительной революции.
В 2008 году был заново построен Адмиралтейский моста, который свыше 13 лет до этого простоял без автомобильного движения и оставался пешеходным переходом через канал. Мост с тех пор обеспечивает четырёхполосное движение автотранспорта и имеет четыре пешеходных схода.
Картинная галерея имени П.М. Догадина
Фото: vk.com/d0gadinka
Основоположником картинной галереи является известный меценат и коллекционер Павел Михайлович Догадин, который поставил своей целью высокое искусство живописи максимально приблизить к народу. Он родился в 1876 году в семье астраханских купцов. Получив высшее инженерное образование, Догадин в начале XX века увлёкся созданием в Астрахани собственной картинной галереи.
Передав задаток московскому коллекционеру А. Г. Голикову, Догадин получил первые три картины. Благодаря своему энергичному характеру, он за пять лет с 1912 по 1917 гг. собрал коллекцию, состоящую из более, чем 130 произведений живописи. В 1917 году Павел Михайлович подарил свою коллекцию родному городу, а также свой особняк и библиотеку.
Первое время галерея оставалась в особняке Догадина на набережной реки Кутум. Но его фонды стремительно пополнялись за счёт конфискованных произведений искусства советской властью. В 1921 году музей переехал в бывший особняк купца Плотникова.
В настоящее время астраханская картинная галерея имени П.М. Догадина – это один из крупнейших художественных музеев Юга России. Галерея представляет собой собрание произведений живописи известных русских художников XVIII-XXI вв. Самой ценной является коллекция картин конца XIX — нач. XX вв. В ней акцент смещён в пользу русского авангарда.
Вторая часть галереи отдана большому собранию западноевропейской гравюры XVII-XIX вв. Особое место занимает собрание картин знаменитого российского живописца Кустодиева – уроженца Астрахани. В настоящее время художественные фонды галереи составляют более 19 тысяч экспонатов, которые размещены в 23-х залах старинного купеческого особняка.
Театр оперы и балета
Фото: Константин Астраханцев, vk.com/astroperahouse
Учреждён немногим более десяти лет назад. Однако театр корнями он уходит в вековую музыкально-театральную традицию края. Началось с появления в Астрахани в 1899 году летнего музыкально-драматического театра, который давал представления в городском парке «Аркадия», где в разные годы выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Козловский и Мария Максакова.
Со временем в городе появились филармония, консерватория, а в 1995 году летний театр удостоился звания государственного Музыкального театра. В 2011 году в результате реформирования учреждение культуры окончательно стало театром оперы и балета.
К празднованию 450-летия города в 2008 году городские власти объявили о начале строительства нового здания для театра оперы и балета. В 2012 году труппа артистов и весь творческий коллектив въехали в новый театр – одно из красивейших зданий современной Астрахани. Вокруг театра разбит ухоженный парк.
Новое здание государственного театра Оперы и Балета — это многофункциональный культурно-зрелищный комплекс, который с гордостью показывают туристам, где они проводят фотосессии на фоне театра. Билеты на спектакли нужно заранее бронировать.
Набережная
Лучше места для прогулок, чем Набережная не найти. Это — главный городской променад и визитная карточка города. Начинается она от дворца бракосочетаний с места слияния двух рек: Волги и Кутум и далее продолжается вдоль русла Кутум. Заканчивается набережная у памятника Петру I на Петровской площади. Общая протяженность променада составляет 2,7 км.
Здесь всегда легко дышится независимо от времени года. Набережная была сформирована менее сотни лет назад. Сначала на берегу высадили деревья и положили бетонные плиты. Всё это просуществовало вплоть до начала 70-х прошлого века, пока не произошла вторая попытка окультурить прибрежную зону. После начала работ намеченное предприятие провалилось из-за недостатка финансирования.
И только в первом десятилетии нынешнего столетия городские власти всерьёз взялись за Петровскую набережную. Спонсором обустройства береговой зоны выступил «Газпром». Появились прогулочные дорожки, выложенные декоративным камнем, спуск к реке облагородили гранитными плитами, установили лавочки. Были организованы смотровые площадки, построены фонтаны.
Дама с собачкой
Акцентным местом набережной скульптурная композиция из бронзы «Дама с собачкой». Как всегда, любители городской уличной скульптуры нашли место на счастье, о чем свидетельствует отшлифованный нос собачки до золотого блеска. Туристы охотно фотографируются у памятника.
Достопримечательность Петровской набережной является олицетворением героини одноимённого романа А.П. Чехова. Женщина одета по моде XIX века. Это длинное платье «до пола» с глухим воротом и широкополая шляпа. На согнутой левой руке повис сложенный зонт, в ладони зажат маленький букетик цветов. Голова чуть наклонена вбок, а лицо выражает задумчивость и печаль.
Авторы уличной скульптуры хотели своим произведением напомнить те времена, когда на набережной купеческой Астрахани можно было встретить много таких дам с левретками. Скульптурная композиция появилась на набережной в 2012 году.
Лебединое озеро
Фото: Svetlana Popoudina, https://ru.123rf.com/profile_popoudinasvetlana
Одна из главных водных достопримечательностей. В давние времена русло Волги подходило практически вплотную к стенам Астраханского кремля. Со временем в XVIII веке в этом месте река обмелела, и образовалось небольшое озеро. Водоём долгое время называли старицей, что означало старое русло реки.
В 2009 году городские власти занялись благоустройством прибрежной территории. Спуски к воде были укреплены гранитными плитами, высажены деревья, устроены газоны и установлены удобные лавочки. Озеро облюбовали лебеди, что дало повод называть водоём Лебединым озером.
Акцентным местом Лебединого озера стал искусственный островок с белоснежной решётчатой беседкой и двумя заборчиками. Туда доставляют молодожёнов на лодке для проведения свадебных фотосессий. Это превратилось в обычай для тех, кто только зарегистрировал свой брак в городском ЗАГСе.
Летними вечерами все лавочки вокруг озера занимают горожане и гости. Возле городского планетария со смотровой площадки открывается красивая панорама озера, где можно сделать замечательные фотографии. Зимой на замерзшем озере устраивают каток.
Рынок «Селенские Исады»
Фото: Iakov Filimonov, https://ru.123rf.com/profile_jackf
Известен далеко за пределами Астраханской области. Его знают во многих уголках России. Непривычное название сочетается из двух слов. Исады — это местное обозначение торга, то есть того же рынка. Селенские – означает, что рынок находится в одном из районов Астрахани — Селения.
Рынок «Селенские Исады», как достопримечательность известен уже более 100 лет. В советское время на рынке продавали свою продукцию рыболовецкие колхозы Астраханской области. Официально его называли колхозным рынком. Каспийскую и волжскую рыбу продавали, разложенной на деревянных прилавках, под открытом небом.
В 1970-80-е гг. под предлогом борьбы с браконьерством и нелегальным ловом сносились прилавки и отбирались хозяйственные постройки. Торговля рыбой и икрой стала нелегальной. С крушением СССР рыбный рынок был возрождён. Для него выстроили специальный торговый павильон, где в основном продают готовую рыбную продукцию: копченую, вяленую рыбу, а также чёрную икру.
На входе в торговые ряды посетителей встречает скульптура свёрнутого в кольцо диаметром 3 м. осетра. Гостям города стоит обратить внимание на копченых сомов, вяленую воблу, белугу, осетра горячего и холодного копчения, а также рыбные балыки. Цены в основном «кусаются», но надо помнить, что в других городах астраханские деликатесы, в том числе чёрная икра, продаются ещё дороже.
Собор Святого Владимира
Фото: Svetlana Popoudina, https://ru.123rf.com/profile_popoudinasvetlana
15 июля 1888 года в общественной жизни Астрахани произошло торжественное событие. В этот день отмечалось 900-летие Крещения Руси. По решению Святейшего Синода прошёл крестный ход, который завершился на границе между русской и татарской слободами, где епископ Евгений совершил обряд освящения места под строительство храма в честь князя Владимира, обратившего Русь из тьмы язычества в веру Христову.
Строительство собора продолжалось около 7 лет за счёт народных пожертвований под надзором городского архитектора Коржинского. Строительство было окончено 12 июля 1902 года. Через три дня 15 июля в 300-летие астраханской епархии и в день Благоверного князя Владимира состоялось освящение собора.
Во время революции храм был на грани полного разрушения. Волжско-Каспийская военная флотилия из своих орудий в упор расстреливала собор. В 1923 году храм был закрыт перед обновленцами, но в 1936 году им удалось захватить храм. А через три года проводить службы запретили советские власти.
Большевики стали использовать церковь, как склад. Они же хотели его взорвать, но горожане, окружив храм плотной толпой, не дали сделать это – они не расходились три дня.
Чего только не творили с храмом Советы: превратили храм в автовокзал, расписные лики святых закрашивали, выжигали паяльной лампой, а на месте алтарей устроили общественные туалеты. Только в 1999 году собор возвратили церкви.
Площадь Ленина
Фото: Svetlana Popoudina, https://ru.123rf.com/profile_popoudinasvetlana
В советское время практически все центральные площади городов СССР носили имя В.И. Ленина. Не миновала такую участь и главная площадь, расположенной вдоль южной стены кремля. На её месте до начала XVII века простиралось болото, пока не воздвигли монастырь.
Вокруг него стали селиться посадские, работные люди, поселение стало называться Саяновой слободой. Во второй половине XIX века постройки снесли, болота осушили, а на их месте был разбит Подкремлёвский парк, построен бассейн с фонтаном. Позже возвели раковину для оркестра, а через дорогу разбили Александровский бульвар.
После революции парк назвали Олимпом. В 1918 году после похорон в саду командира особого экспедиционного отряда Буров, он стал называться Буровским. В 1958 году прах Бурова перенесли на Астраханское городское кладбище. К 400-летию города в 1958 году вся территория парка была преобразована в красивую площадь с большой трибуной.
В центре площади был установлен 17-ти метровый памятник с постаментом из корейского гранита и бронзовой скульптурой Ленина высотой 7 метров. В 2008 году к 450-летию города Астрахани площадь подверглась генеральной реконструкции по проекту архитекторов из Санкт-Петербурга.
Акцентным местом площади стал комплекс фонтанов «Нева-Волга», который состоит из семи фонтанов, два из них, главные, размещены по краям площади. Сегодня площадь Ленина – это центр притяжения культурной жизни города. Здесь чествуют почётных граждан города, проводят парады, детские праздников и другие праздничные мероприятия.
Татарская слобода
Фото: Ирина Водовозова (Шматкова), vk.com/ivodovozova
В городе всегда проживали разные народы. Во все времена здесь компактно жили татары и казахи, ногайцы и персы, бухарцы и армяне, русские и евреи, а также представители европейских народов. В городе это заметно по смешению различных культур и традиций, отражённых во всех сферах общественной жизни города.
Одним из мест проживания татар является Татарская слобода. Найти её очень просто, слобода начинается буквально в нескольких шагах от Кремля. Татарская слобода – это городской район, где до сих пор сохранился особый национальный уклад и традиции татарского народа.
Между старинными низкими домами встречаются мечети, названные по цветам их стен. Это Белая, Чёрная и Красная мечети (о них будет рассказано ниже в отдельных главах). Кроме них, интересной достопримечательностью Татарской слободы является второй по величине городской рынок – Татар-базар. Сюда приезжают татары из близлежащих сёл продавать вкуснейшие овощи и фрукты со своих огородов и садов.
Туристы любят фотографироваться на фоне старинного деревянного дома, возле которого разворачивались события в первой новелле кинокомедии Л. Гайдая «Не может быть».
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543 Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543 Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Дом купца Г. В. Тетюшинова
Фото: vk.com/domtetushinova
Дом был построен в 1872 году Григорием Васильевичем Тетюши новым – купцом первой гильдии. После его смерти в домовладение входили поочерёдно членам семьи, пока в 1930 году внучка К.П. Лугаковская не передала особняк в собственность государству. Вскоре дом был поделен на коммунальные квартиры.
В таком состоянии он просуществовал до 1993 года, когда всех жильцов расселили. В 1995 году дом был объявлен городскими властями объектом исторического и культурного наследия. В 2009 году домостроение за счёт федерального бюджета было капитально отреставрировано и передано в ведение Министерства культуры Астраханской области. В 2010 году был открыт Дом-музей купца Тетюшинова – музей быта XIX века.
Изначально дом задумывался, как жилище по образцу одного из типовых проектов «Художественно-архитектурного альбома». Но самим Тетюшиновым в проект было внесено много разных дополнений и изменений, в том числе широкие двухэтажные галереи, которые располагались на резных дубовых колоннах. Деревянный дом выглядит настолько привлекательно, что возле него всегда можно увидеть фотографирующихся туристов.
Внутри дома на 2 этаже находится экспозиция, рассказывающая о быте семьи купца во второй половине XIX века. На 1 этаже располагаются временные выставки разнообразных изделий декоративно-прикладного искусства и живописи. Здесь проводятся экскурсии, разнообразные мероприятия и фестивали в сфере культуры и досуга.
Дети и взрослые с удовольствием участвуют в самых разных мастер-классах. Здесь часто читают научные лекции и организуют тематические конкурсы.
Иоанно-Предтеченский монастырь
Фото: vk.com/ioanno
Это не только религиозный центр, но и историческая достопримечательность города. Лавра — это единственный уцелевший в Астрахани храм тогда, как другие церкви были снесены в 30-е годы прошлого века во время гонений на религию. В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жильё и хозяйственные нужды.
В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны. Обитель была возвращена Православной церкви только в 1989 году. Благодаря труду монахов, на пожертвования прихожан за короткое время были восстановлены многие постройки, были отстроены новые братские корпуса. В будущем планируется восстановление колокольни в ее историческом облике.
Архитектурной доминантой монастыря является храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освящённый 19 октября 1697 года. Тогда же была возведена каменная двухъярусная колокольня, а весь монастырь обнесён каменной стеной в форме квадрата, а по её 4 углам установлены небольшие башенки с ангелами на шпилях. На территории лавры были построены деревянные настоятельские и братские кельи.
Храм имеет 3 придела: главный посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи, правый освящен в честь Иверской Божией Матери, левый — в честь Святителя Тихона Задонского. Пятиглавый собор радует взор своими величественными куполами. Красные кирпичные стены, украшенные декоративными узорами, придают храму праздничный вид.
Дворец бракосочетания
Фото: vk.com/zags_v_astrakhani
Около 150 лет назад астраханскому купечеству, как представителям крупного промышленного и торгового центра Юга России, понадобилось городское место в 3-м полицейском участке Астрахани возле Кутумовского моста для постройки деревянного здания коммерческой биржи.
30 января 1870 года было получено разрешение министра финансов правительства Астраханской губернии на строительство новой биржи. Её строили на деньги биржевого комитета. Деревянное здание просуществовало около 30 лет. Его снесли из-за возросшей потребности в более удобном и более просторном сооружении для проведения торгов.
В 1910 году было построено новое здание, стилизованное под пароход с палубами в стиле модерн. Однако век новой биржи был недолог. В 1918 году сначала в доме поместился политотдел Волжской Каспийской флотилии. Ему на смену пришёл Главкаспрыбпром, затем попеременно побывали типография, столовая, канцелярия и даже гребно-парусный клуб. С 50-х по 60-е утвердился горком партии. В 1964 году второй этаж занял ЗАГС.
После капитальной реконструкции здание было полностью отдано городскому отделу записи гражданского состояния (ЗАГС). Красивая архитектура дома с лепниной, цветовыми фонтанами и роскошными клумбами сделали это место популярным у молодожёнов.
Практически все свадебные пары города стремятся зарегистрировать брак именно здесь. Астраханский ЗАГС входит в первую десятку достопримечательностей, рекомендованных для первоочередного осмотра туристам и гостям города.
Мост влюблённых
Фото: stenter, wikimapia.org/16757717/ru/Мост-Влюбленных
Изначально пешеходный мост, построенный в 1885 году через реку Кутум, был деревянным шириной в три сажени (чуть больше 6 метров) и назвали его Бражским мостом. В течение дня здесь торговали молочными продуктами, фруктами, орехами и сладостями, в сезон рыбой, арбузами и дынями.
Мостовой переход несколько раз реконструировали. Окончательный вид мост приобрёл в 2005 году. Проект создавали архитекторы из Сербии. Для украшения были привезены старинные уличные фонари из Санкт-Петербурга.
Мост обрёл своё название — Мост Любви, после того как было запрещено вешать ленточки влюблённых на ветках берёз с целью сохранить их в целости. Обычай «перекочевал» на решётки мостовых оград. К ленточкам добавились замочки. Чтобы не создавать излишнюю нагрузку от металлических скобяных изделий на мостовую ограду были установлены две ажурные металлические арки с продольными балками и деревце из бронзы.
За год все металлические конструкции и маленькое бронзовое дерево настолько зарастают памятными знаками любви, что сквозь них трудно рассмотреть сами ограды, арки, деревцо и даже плафоны фонарей. Поэтому раз в году специальная бригада рабочих снимает все замочки с ленточками.
Дом-музей Владимира Хлебникова
Фото: vk.com/domvelimira
Велимир Хлебников (1885–1922) — прославился, как выдающийся авангардист в прозе и поэзии. Основоположник российского футуризма родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии. Семья Хлебниковых часто меняла города из-за новых назначений отца поэта.
Окончательно Хлебниковы поселились в Астрахани. Сам Велимир Владимирович, став самостоятельным человеком, много переезжал из одного в другой город. Это были Санкт-Петербург, Москва, Казань и пр. Поэт рано ушёл из жизни в возрасте 37 лет.
В 1993 году в доме, где жили Хлебниковы, был открыт дом-музей. В 1994 году племянник поэта передал в дар музею знаменитую «хлебниковскую коллекцию» — это были личные вещи поэта, факсимильные экземпляры его произведений, картины его матери, а также фамильная библиотека. В 2013 году экспозиция была обновлена и существенно расширена.
Здание музея — это бывший доходный дом Полякова постройки 1909 года. Хорошо сохранилась удивительно красивая лепнина на фасаде, также прекрасно выглядят узорные кованые перила, паркет из темного дуба и голландскую печь своей красотой радуют глаз посетителей.
Покровский кафедральный собор
Фото: vk.com/shartom
Строился 8 лет по проекту архитектора Павла Знаменского. Храм освятили в 1885 году. Строительство осуществлялось в основном за счёт средств купца и известного благотворителя Ивана Губина. Для написания икон в 1899 году были приглашены астраханские художники Е.Т. Серов и М.И. Цветков. Царские врата и несколько икон были куплены и привезены из Казанского и Петропавловского собора.
В годы советской власти православие подвергалось гонениям. Вплоть до 1943 года здание собора использовали, как продуктовый склад. В том же году по решению И.В. Сталина храмы стали возвращать церкви. В 1945 году Патриархом Московским и всея Руси Алексеем I храм был объявлен кафедральным собором.
В 1949 году храму была подарена икона Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей. Ныне действующий Покровский кафедральный собор является культурным наследием региона.
Собор построен из красного кирпича с намёками на восточные мотивы. Большой луковичный купол на световом барабане покрыт позолотой. Серый гранёный шатёр колокольни вызывает восхищение. Великолепный резной шестиярусный иконостас центрального алтаря, поражает воображение своим величием. Иконостасы в алтарях приделов созданы местными мастерами.
Улица Никольская
Фото: svglass, https://ru.123rf.com/profile_svglass
Никольская улица – это Клондайк архитектурных достопримечательностей. Эта один из исторических районов, сохранивших дома губернской Астрахани в хорошем состоянии, хотя фасады многих из них пострадали из-за заброшенности за годы советской власти. Сейчас практически все фасады домов отремонтированы и поражают своей красотой воображение туристов и гостей города.
Улица превратилась в деловой центр, где полно контор солидных фирм, агентов страховых и транспортных обществ, кабинетов нотариусов и т.п. Большое количество ресторанов, трактиров, кафе и закусочных.
Рекомендуем обратить на следующие объекты:
- дом №7 помпезной архитектуры, построенный в 1893 году, в котором размещался Русско-Азиатский Банк, теперь это кукольный театр дом №5 бывший доходный дом – ныне Гарнизонный госпиталь Каспийской флотилии дом №9 бывшая гостиница с трактирами – сейчас современный отель дом №3 в стиле модерн архитектора Фёдора Ивановича Лидваля, бывший Азово-Донской банк – сейчас ЦБ России
Ещё остаётся много интересных строений с историческим прошлым. Чтобы впустую не созерцать фасады домов, надо стать участником экскурсии, во время которой гид донесёт подробную и интересную информацию о каждом из них.
Красная мечеть
Фото: Ludushka. CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21359926
Ислам и Астрахань – это два неразрывных понятия, связанные между собой со времён Золотой Орды. Считается, что принятие Ордой ислама и возникновения поселения ордынцев в низовьях Волги произошло в одно время.
Мусульмане в основном проживают в Татарской слободе, в национальности которых не приходится сомневаться – это татары. В слободе много мест поклонения Аллаху, но главных мечетей всего три. Это Красная, Белая и Чёрная мечети.
Кызыл (Красная) мечеть более поздней постройки 1898 года, чем остальные две. Её иначе называют Соборной или Центральной мечетью. В советское время мечеть была закрыта только с 1941 по 1950 гг. Мечеть была возвращена верующим. Сегодня это резиденция муфтия Астраханской области. Украшает мечеть красивый минарет над центральным входом с Казанской улицы. В вечернее время Кызыл Мечеть очень красива из-за освещённых витражных окон.
Чёрная мечеть
Фото: Ludushka. CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21359290
Её построили в 1816 году, на месте снесённой деревянной мечети. Изначально Чёрная мечеть считалась соборной, относившаяся к Бухарскому двору. С 1930 года закрытое религиозное сооружение использовалось, как склад. Кара Мечеть постепенно приходила в запустение, и, в конце концов, разрушилось.
В 1975 мечеть была признана памятником архитектуры регионального значения. В 2008 году Чёрная мечеть, восстановленная из руин, была возвращена верующим.
Белая мечеть
Фото: Ludushka. CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21360470
Самая старая городская мечеть была построена в 1810 году. Строительство осуществлялось за счёт средств татар Бухарского двора. Здание представляет собой одноэтажный молельный зал, с полукруглым выступом с юга. С севера высится минарет белоснежного цвета, окруженный галереями. Молельный зал увенчан гранёным куполом. С 2006 по 2008 гг. мечеть пережила капитальную реставрацию.
Канал Варвация
Фото: Alexxx1979. CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47409773
Идея постройки канала через весь город, соединяющего Волгу с Кутумом пришла в голову Петра I во время его посещения Астрахани в 1722 году. Город нуждался в отводе вод с подступающих к городу солончаков. Претворить идею в жизнь удалось лишь 20 лет спустя и то частично.
Всё упиралось в недостатке денежных средств. Русло канала постоянно зарастала тиной, распространяя зловоние на всю округу. Свои услуги, как бы сейчас сказали «споносора», предложил Иван Андреевич Варваци.
Варваци Иван Андреевич — одна из легендарных личностей российской истории. Грек, корсар, российский предприниматель, меценат и благотворитель, а также капитан торгового и военного флота, впоследствии ставший активным участником греческой национально-освободительной революции — Варваци кавалер ордена Святого Владимира и Святой Анны был непосредственным участником строительства канала, соединившего Волгу с Кутумом в Астрахани. На его обустройство им было потрачено около 600 тысяч рублей, на то время это фантастически огромная сумма.
Канал, сначала именовавшийся Астраханским, а затем Екатерининским, окончательно стал Варвациевским. Вдоль канала проходит благоустроенная набережная имени 1-го Мая, начинаясь от Приволжского затона и заканчиваясь у Ивановского моста.
Триумфальная арка и Аллея Славы
Фото: WerWoelfin. CC BY-SA 4.0, ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=8555092
В 2017 году к 300-летию Астраханской губернии в центре Астрахани был возведён памятный комплекс, состоящий из Триумфальной арки и Аллеи славы земли Астраханской. Триумфальная арка высотой 15 метров возведена из монолитного железобетона. Металлический каркас, заключённый в опалубку, был залит бетоном.
Сооружение является копией деревянной арки, возведённой к приезду в город императора Александра II в 1871 году, которая простояла практически 100 лет. Деревянное сооружение было снесено в 1980 году по причине ветхости.
Новая копия, как и предыдущая арка в соответствии с сохранившимися чертежами, была облицована иранским мрамором со вставками из карельского гранита. Её украшают гербы России и Астрахани и шесть барельефов.
На барельефах изображены сцены поворотных событий в истории города – это присоединение Астраханского ханства к русскому государству в 1556 году, согласно указу Ивана Грозного, а также образование Астраханской губернии при Петре I. Возле арки летом работает фонтан в виде часов, где вместо цифр установлены гербы районов Астраханской области.
За Триумфальной аркой находится Аллея славы земли Астраханской. С обеих сторон аллеи установлены на гранитных постаментах бронзовые бюсты знаменитых астраханцев и россиян, прославивших этот южный край России. Это государственные деятели, военные, учёные-исследователи, среди них генералиссимус Александр Суворов, генерал Алексей Ермолов, первый академик России Василий Тредиаковский, художник Борис Кустодиев и поэт Велимир Хлебников и др.
Астраханский драматический театр
Фото: Екатерина Алексеева (Степанчук), vk.com/astradramtheater
Первым в Нижнем Поволжье и одним из старейших театров России является Астраханский драматический театр. Датой основания считается 1810 год. В 2023 году ему исполнилось 213 лет. Уже за первый год своего существования театр поставил 46 спектаклей по мотивам Бомарше, Мольера, Фонвизина и Княжнина. Спектакли проходили на сцене в зрелищном здании купца Токарева.
С 1857 г. театр функционирует как антреприза, в которую приглашались многие известные актеры и театральные семьи. К 1889 году было построено новый каменный театр, в котором впоследствии блистали в разное время такие великие актеры и актрисы, как Ермолова, Шаляпин, Комиссаржевская, Максакова, Олег Стриженов и Стеклов. Здесь начинал свою карьеру актёр, впоследствии великий кинорежиссёр Владимир Меньшов.
Дом-музей Б.М. Кустодиева
Фото: vk.com/kustodievart
Борис Михайлович Кустодиев русский и советский живописец, академик живописи Императорской Академии художеств, член Ассоциации художников революционной России. Портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг родился в Астрахани. В 18 лет Кустодиев поступил в художественную академию Петербурга. После окончания учебы он не стал возвращаться в город, но часто приезжал в Астрахань.
Горожане, чтобы увековечить память о знаменитом земляке, решили организовать дом-музей художника. В этом доме недолго проживала его мать с сестрой, в основном его снимала крёстная мать художника, куда часто приезжал в гости Борис Михайлович.
В экспозиции выставлены картины Кустодиева, а также предметы личного пользования, вещи, семейные фото, письма и черновые наброски. Всё это было передано музею в дар внучкой художника. В доме-музее демонстрируется мастерская художника, скопированная с квартиры в Санкт-Петербурге, где проживал и работал Борис Михайлович.
Памятник Петру I
Фото: valerybocman, https://ru.123rf.com/profile_valerybocman
Богатством и процветанием город во многом обязана российскому императору Петру I. Именно по его указу в Астраханской губернии стал развиваться рыболовный промысел, начато производство селитры. В 1722 году во время своего посещения города Петр I заложил судостроительные верфи и основал порт. Также по царскому указу здесь начали прорывать канал между Волгой и Кутумом, что осушило близлежащие болота.
В 2007 году на городской набережной был установлен и торжественно открыт памятник Петру I. Величественная бронзовая фигура представляет собой энергично шагающего царя, смотрящего в сторону Волги. Император на высоком гранитном постаменте с рельефным российским гербом облачён в парадный мундир, украшенный лентами и орденами.
По сторонам памятника установлены четыре корабельных якоря с литерами морского компаса, ориентированных по сторонам света. Рядом с памятником можно увидеть кованный из бронзы свиток с частью текста указа об образовании Астраханской губернии.
Памятник окружают декоративные фонари. Одни из них сделаны в виде корабельных мачт, на других установлены памятные таблички с указанием дат походов Петра I.
Благовещенский женский монастырь
Фото: Ludushka, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21359837
На перекрёстке улиц Советской и Калинина рядом с Морским садиком находится Благовещенский девичий монастырь. Обитель возникла более 300 лет назад вместо Вознесенской лавры, которую упразднили в 1706 году. Помещения заняли монахини Благовещенского монастыря, освящённого в 1722 году. Сюда была перевезена икона Божией Матери «Живоносный источник».
Икону привёз в Астрахань воевода Иван Милославский, чтобы она помогла освободить город от захвативших его разбойников Стеньки Разина. В 1778 году была построена маленькая часовня, в которой стали хранить, почитаемую горожанами, икону Святителя Николая Чудотворца.
В 1894 году в Благовещенском монастыре случился сильный пожар, в котором сгорели полностью два деревянных корпуса, каретник и конюшня, церковно-приходская школа и трапезная, каменная кухня с кладовыми и дровяными амбарами, а также сгорел флигель настоятельницы монастыря. Обитель долгие годы восстанавливала утраченное. В 1896 году на пожертвования горожан была построена новая церковно-приходская школа. К 1906 году были восстановлены все постройки.
С приходом советской власти Благовещенский монастырь был упразднён. В помещениях в разное время размещались: госпиталь, воинская часть и даже детский дом № 6 с призором умственно неполноценных детей. В 1930 году большевики полностью снесли монастырские церкви и колокольню. Лишь в 2008 году монастырь легализовали и были начаты восстановительные работы.
Отремонтировали стены и башни, восстановили и открыли для прихожан часовню Святителя Николая. На полное восстановление монастыря за пять лет было потрачено свыше 250 миллионов рублей. Деньги были выделены Министерством культуры России по программе «Русская православная церковь».
Культурно-исторический центр «Сарай Бату»
Фото: saray-batu.ru
Результатом археологических раскопок в 1965 году в 150 км от Астрахани стало то, что были найдены артефакты, подтверждающие существование в далёком прошлом на этом месте столицы Золотой Орды. Археологи провели множество исследований и на их основании заявили, что здесь был заложен город при царствовании Батыя в XIII веке.
Средневековое городище называлось Сарай Бату, что в переводе означает Дворец Батыя. Город располагался на Великом шёлковом пути, что способствовало его процветанию. Сарай Бату на берегу крупной водной артерии – Волги пользовался всеми преимуществами судоходства, в городе процветало большое количество мастерских по производству керамики и стекла, резьбе по кости и обработке металлов.
Для съёмок фильма «Орда» были возведены капитальные декорации. После окончания съемочного процесса декорации оставили и было решено основать на этом месте культурный центр. Благодаря этому, сегодня музейный комплекс под открытым небом Сарай-Бату принимает тысячи туристов.
Сюда приезжает немалое количество любителей истории, желающих побывать в реконструированном средневековом городе времён Золотой Орды. Чтобы посещение культурного центра была наиболее продуктивным, следует пройти по городу в составе экскурсионной группы. Гид покажет и подробно расскажет обо всех достопримечательностях Сарай Бату.
Белый город
Фото: Александра Зайцева. CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72464629
Этимология названия центрального района Астрахани «Белый город» связана с аналогом – московским Белым городом. Разросшийся посад вокруг Астраханского кремля со временем превратился в центральный престижный район, где были построены исторические здания в основном на протяжении всего XIX века, под названием Белый город.
После осмотра кремля туристы и гости города, как правило, идут прогуляться по улице Советской – центральной улице Белого города. На неё выходят Пречистенские ворота.
Из интересных зданий стоит обратить внимание на следующие объекты:
- дом № 13, построенный в 1884 году, до революции был реальным училищем, а сейчас в нём располагается Дума Астраханской области дом № 15 1912 года является зданием, в котором размещались и размещаются различные администрации Астраханская консерватория занимает трёхэтажное здание Морской садик с памятником погибшим военным морякам в конце улицы путешественников встречает Благовещенский монастырь
За монастырём можно выйти на площадь с памятником Курмангазы Сагырбаеву.
Ресторан Поплавок
Фото: facebook.com/poplavokastra
Дебаркадер — это деревянное плавучее сооружение, которое служило речной станцией на Волге и других реках России. Со временем такие причалы состарились и попросту исчезли. Один такой сохранился в Астрахани, и он приглянулся рестораторам. Плавучий причал отреставрировали и сделали из него плавучий пивной ресторан «Поплавок». Так дебаркадер обрёл вторую жизнь.
«Поплавок» был открыт в 2009 году и сразу завоевал популярность у горожан и туристов. Пивной ресторан — это место, которое хочется посетить днём в летнюю жару или тёплым вечером. Здесь можно не только попить пива из собственной пивоварни, но и насладиться вкуснейшими рыбными блюдами.
Особенным спросом пользуется волжская вяленая вобла. Кроме того, гостей могут угостить креветками, желтым полосатиком, анчоусами, кальмарами, ставридкой и корюшкой.
Каждые час от причала отходят два речных трамвайчика с переделанными салонами под ресторанные залы, совершая небольшой круиз по Волге. Пивом и едой трамвайчики загружаются с главного входа причала. Вся прогулка длится один час.
Морской сад
Фото: WerWoelfin. CC BY-SA 4.0, ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=8205622
Раньше тут была «фруктовая площадь», на которой съезжие крестьяне торговали фруктами из своих садов. Во второй половине XIX века на площади решили вырыть артезианский колодец. Работы по рытью колодца были вскоре прекращены из-за дурно пахнущей земли, вынимаемой из ямы.
Из неё вместо воды забил газ, который горел две недели, после чего траншею закопали, а на её месте был разбит Морской сквер. Во время Гражданской войны в сквере были похоронены военные моряки, погибшие в 1919 году и в 1921 году в борьбе за советскую власть. На братской могиле воздвигнут обелиск.
В 2010 году сквер был подвергнут реконструкции. Проложили дорожки с тротуарной плиткой, установили кованные чугунные ограждения, скамейки и уличные фонари. Также здесь оборудовали детский игровой комплекс. Сквер стали называть Морским садиком.